В помощь молодому педагогу

Метод проектов

Метод проектов

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

  • Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
  • Детям необходима свобода выбора. Свобода выбора реализуется при определении объекта исследований. Каждый из детей может предложить что-то своё: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т.д.
  • Относитесь к наблюдениям детей серьёзно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого – прекрасный стимул.
  • Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
  • Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже   если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его вывод, чтобы он сам понял, в чем не прав. Ребенок не должен бояться ошибиться.
  • Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны – это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании.
  • Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества - залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прервать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка в конце концов согласитесь с ним.
  • В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств - и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
  • Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которые ребенок раньше не обращал внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
  • Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объёму задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
  • Необходимо помнить о личной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он самый лучший, самый необыкновенный.
  • Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребёнка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
  • Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причём искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
  • Важно творчески развивать идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учётом особенностей природы.
  • Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребёнка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребёнком альбом наблюдений, рассказать о своём опыте проектной деятельности.

МЕТОД. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели)
  • Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей)
  • Обсудить план с семьями
  • Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
  • Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить её на видном месте
  • Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми)
  • Провести занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
  • Дать домашнее задание родителям и детям
  • Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей
  • Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т.п.
  • Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА:

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу
  3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказаться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавать радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентаций, шоу, театрализованного действия и т.п.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кратко, полно, лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта (10-12 мин)

2. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.

3. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.

4. Продемонстрировать найденное решение.

5. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.

6. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средством, с помощью которых отыскивалось решение.

7. Речь должна быть чёткой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.  

 

свернуть

Организация прогулки

Организация прогулки

Структурные компоненты прогулки

Прогулка в учреждении дошкольного образования имеет определённые структурные компоненты, которые всегда соблюдаются при её планировании.

  1. Познавательная практическая деятельность

1.1. Наблюдения за объектами неживой природы, растениями, ближайшим социальным окружением, трудом взрослых.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, подгруппами, а также индивидуально.

Объектами наблюдений могут быть:

- растения и животные;

- неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы;

- труд взрослых;

- явления социальной действительности.

Виды наблюдения:

кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);

длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта в прошедшем и настоящем времени.

Организуя наблюдения, педагог соблюдает данный алгоритм:

- устанавливаются факты;

- формируются связи между частями объекта;

- идет накопление представлений у детей;

- проводятся сопоставления;

- делаются выводы и устанавливаются связи между ранее и непосредственно проводимым наблюдением.

1.2. Элементарная опытническая и экспериментальная деятельность с объектами неживой природы, растениями (с подгруппой детей). В зависимости от времени года и места нахождения детей на участке можно проводить разнообразные опыты с водой. Например, «Царство цветных льдинок», «Соревнование мыльных пузырей», «Удивительные фонтаны», «Водяные часы». Вызовут у детей неподдельный интерес такие опыты с ветром, как «Откуда дует ветер», «Воздух занимает место». Откроют много нового игры-опыты с песком: «Узоры на песке», «Из чего построен замок», исследования явлений неживой природы «Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов», растений «Живые часы», «Сколько лет дереву».

При проведении элементарной опытнической деятельности в неживой природе педагогу необходимо знать требования к организации опытов и этапы проведения, чтобы сформировать у воспитанников способность и умение самостоятельно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность.

  1. Трудовая деятельность детей

2.1. Трудовая деятельность в цветнике или на огороде в зависимости от сезона и возраста детей;

2.2. Труд на участке по уборке мусора, перекапывание песка в песочнице, расчистка дорожек от снега и др.

Пристальное внимание на прогулке уделяется трудовой деятельности детей, которая планируется и проводится в любое время года, что влияет на содержание и формы ее организации (групповые, подгрупповые и индивидуальные). Весной и летом дети совместно со взрослым могут осуществлять разнообразный уход за растениями: перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки. В осенний период детям предоставляется возможность собирать семена цветов, урожай на огороде, сгребать листья. В зимнее время детей привлекают к расчистке снега, снежным постройкам. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим воспитанникам овладеть необходимыми умениями и навыками. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. В процессе труда особое внимание уделяется качественному выполнению трудовых действий и достижению положительного результата. 

  1. Двигательная деятельность

3.1. Подвижные игры разной степени подвижности и физические упражнения по развитию основных видов движений. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, где развиваются основные движения, физические качества, снимается умственное напряжение от занятий, прививаются чувства доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр высокой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые, увлекательные подвижные игры помогают детям адаптироваться к погодным условиям. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как: бабки, кольцеброс, кегли. А в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду в затенённых местах проводятся игры с водой.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования, проведение подвижных игр и физических упражнений во время первой и второй прогулок в первой младшей группе -10 минут, во  второй младшей группе составляет 20 минут, в средней – 20-25 минут, в старших – 25 минут. Каждый месяц разучиваются 2-3 подвижные игры, а затем организуется повтор и многократные закрепления их содержания. Во второй младшей группе рекомендуются игры с разнообразными имитационными движениями. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старших группах большое место отводится играм-эстафетам, спортивным играм, играм с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений, при этом следует своевременно переключать детей с интенсивных и длительных движений на действия малой подвижности. Особого внимания требуют дети со сниженной двигательной активностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения (упражнения). Летом – это езда на велосипеде, классики, зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

3.2. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, благодаря соответствующим играм они адаптируются к погодным условиям. Зимой преобладают физические упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке). У детей возникает желание включиться в конструктивные игры и создавать снежные сооружения.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют и экспериментируют с разнообразным природным материалом.

Участвуя в играх, дети организуют небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, выполняют разнообразные действия, используя физкультурный инвентарь. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и реализовать собственный замысел.

Роль воспитателя при организации самостоятельной деятельности заключается в создании соответствующих условий, направленных на интересы, потребности, возможности каждого ребенка, способствующих разностороннему развитию личности ребенка.

  1. Индивидуальная работа

4.1. Работа по развитию движений и соответствующим образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

На прогулках педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, пересечение местности. Индивидуальная работа осуществляется и по образовательным областям. В частности, по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» с ребенком можно разучить стихотворный текст, закрепить трудный для произношения звук и т.п. По образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

  1. Игровая деятельность детей:

5.1. Игры с выносным и природным материалом.

5.2. Сюжетно-ролевые игры.

Приоритет в выборе тематики отдается тем играм, которые не требуют большой подготовительной работы по созданию игрового пространства. Воспитатель создает условия и по мере необходимости осуществляет прямое и косвенное руководство игровой деятельностью детей.

При планировании и организации прогулок воспитателю следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
  • Каждый из обязательных компонентов прогулки длится несколько минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
  • Для проведения прогулок эффективным средством является комплект технологических карт, которые разрабатываются в соответствии с сезоном, тематическим планированием, возрастными, индивидуальными возможностями, способностями и потребностями детей.
  • Обязательными составляющими прогулок являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
  • Эффективность прогулок может быть значительно повышена при условии разнообразных форм её организации, постоянного моделирования двигательно-игрового пространства, чередования видов деятельности, максимального использования возможностей природной среды.
  • Цель, задачи, содержание прогулки разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
  • Совместно с детьми обсуждается выбор необходимого игрового материала для организации разнообразной деятельности на прогулке.
  • Выносной материал должен соответствовать содержанию прогулки, возрасту детей, отвечать требованиям безопасности.
свернуть

ЗАНЯТИЯ

Специально организованная деятельность (занятие) - это регламентированное местом, временем и длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в учебной деятельности дошкольника. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании занятия в учреждении дошкольного образования классифицируются по: - количеству детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые; - дидактическим задачам: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, творческое применение представлений, умений, навыков; - содержанию дошкольного образования: доминантное, интегрированное.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют представления из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Например: «Искусство» + «Музыкальная деятельность» + «Ребенок и природа» + «Художественная литература» Комбинированное занятие – это занятие, на котором происходит сочетание разных видов деятельности и несколько дидактических задач, не взаимосвязанных между собой, Например: «Изобразительная деятельность Рисование» + «Ребенок и общество. Игровая деятельность»

Комплексное занятие - занятие, на котором происходит реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например: Беседа о правилах пожарной безопасности+ игра+ рисование, т.е. используются виды деятельности по очереди. Дидактические принципы проведения занятий: -принцип научности: ориентация процесса обучения на формирование у детей целостной картины мира и создание его реального образа; -принцип наглядности: активизация имеющегося опыт детей, иллюстрирование изучаемых представлений, -принцип доступности: от легкого к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному, -принцип системности и последовательности, -принцип сознательности и активности.

Структура занятий.

Занятие по усвоению нового материала выстраивается по следующей структуре: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка цели и задач (дети старшего возраста); 3) первичное восприятие нового материала; 4) осмысление; 5) первичное закрепление; 6) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Следующий тип занятия – закрепление ранее приобретенного имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) вторичное закрепление; 4) отработка умений, навыков; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Целесообразно использовать следующие занятия по сюжетно- тематическому оформлению: занятие-эксперимент; занятие-опыт; занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-викторина; занятие-вернисаж; занятие- мастерская; занятие-лаборатория и другие.

Занятие по творческому применению представлений, умений, навыков имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) активизация познавательной деятельности детей (проблема, ситуация, вопрос, противоречие и др.); 4) самостоятельная, свободная деятельность детей; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений; 6) определение ближайших перспектив познания. По сюжетно-тематическому оформлению такие занятия могут быть: занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-сказка; занятие-конкурс; занятие- соревнование; занятие-вопрос; занятие-вернисаж; занятие-проект; занятие- мастерская; занятие-лаборатория; занятие-приключение; занятие-открытие; занятие-презентация и другие.

Варианты ритуалов начала занятия:

  1. Сюрпризный момент как смысловая завязка занятия в соответствии с возрастом: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к известному, красивый опыт.
  2.  Приветствие – эмоциональная минутка «Вхождение»:

- «Дружные ладошки»: Мы ладонь к ладони приложили и всем дружбу свою предложили. Будем дружно мы играть, чтобы добрыми и умными стать.

- «Круг друзей»:* Я-твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

*1-2-3-4-5. Всех нам надо сосчитать

Хмуриться не будем, про печаль забудем, станем улыбаться, будем заниматься.

-«Узел дружбы»: - Дети протягивают свои ладони к ладони воспитателя, Он накрывает их своей другой ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Это поможет нам дружить и помогать друг другу»;

- Колокол»:- Дети в кругу, берутся за руки, поднимают их, а затем резко опускают, произнося при этом «Бум!» и т.п.

3. Использование колокольчика;

4.Придуманные совместно с детьми и по-разному оформленные сигнальные карточки;

5.Чистоговорки и пословицы (хоровое проговаривание),в разном темпе и с разной интонацией: с удивлением, печалью, с удовольствием и т.п.

6. Различные варианты пальчиковой гимнастики;

  1.  Игровое упражнение «Бусы из слов»: каждым ребенком по очереди по одному слову рассказывается знакомое стихотворение с нравственным смыслом и с заложенным мотивом предстоящей деятельности.
  2.  Гимнастика для ума (например, на определенное движение вспоминаются время года, месяц, день недели, части суток; т.п. инаоборот, на определенное понятие дети делают заданное движение);
  3.  Использование определенных кратковременных музыкальных мелодий.

10. Игровое упражнение « Передай хлопок ». Дети по очереди передают хлопок, стоящему рядом по кругу и в обратном направлении;

11. Игровое упражнение «Хлоп-топ». Воспитатель задает ритм по кругу: 2 хлопка, 3 притопа, и ритм катится по кругу;

12. Игровое упражнение «Слушаем звуки вокруг».

 

Активизация познавательной активности детей с помощью вопросов

Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

Определительные, простые вопросы: « Что?», «Кто?», «Где?».

Ответы на них не требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти.

Причинно-уточняющие : «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», « Ты действительно так думаешь…?», «Верно ли?», «Правда ли?»

Учат ребенка анализировать, понимать и обобщать услышанное.

Воспитанники средних групп:

Причинно-уточняющие вопросы: «Каким образом?», «Почему так происходит?», Как?».

Вопросы – гипотезы: например - « А верблюд кушает хлеб?, «Девочка плачет потому что потерялась?» и т. п.

Воспитанники старших групп:

Вопросы-интерпретации: начинаются со слова «Почему?».

Учат детей навыкам осознания причин тех или иных явлений, поступков, мнений. Дети, объясняя ситуацию, развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

Оценивающие вопросы: «Почему это отличается от другого?», « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», « Я сомневаюсь в правильности… Что вы мне скажете?», « Если …, то что может стать (произойти, получиться)?», «Почему так происходит?»

Вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, осознание своего отношения к тем или иным событиям, фактам.

Практические вопросы : «Как бы вы поступили?», «Как и где в обычной жизни ….?», «Как мы можем действовать?», «Как вы отгадали, что?»

Эти вопросы требуют от ребенка каких-то действий. Их лучше начинать со слов: «Как мы можем…». Вопрос нужно формулировать максимально точно. В нем должна звучать проблема интересная ребенку. Например: «Как следует поступать, когда видишь, что кто-то обижает животных?», «Как в обычной жизни сделать воздух чище?»

Творческие вопросы:« Что изменилось в мире, если бы?», «Как вы думаете?», «Как вы отгадали, что…?», «Что произойдет с.., когда…?», «Хотелось бы вам узнать…?», «Интересно вам узнать, что было потом? Спросите меня об этом». В таких вопросах есть элемент слова «бы». Эти вопросы развивают у ребенка гибкость мышления. Не бывает правильных и неправильных творческих вопросов. Для одного занятия достаточно 1-3 таких вопросов. Не стоит отвечать педагогу на свой собственный вопрос, если дети не готовы на него ответить.

 

Рефлексивные задания для детей.

Оценка должна быть не травмирующей! Важно, разделить оценку конкретной работы и оценку качеств личности самого ребенка!

Оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемы, причины неудач, найти путь к успеху.

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

В каждом занятии воспитатель дает только положительную оценку успехам ребенка, подкрепляющую стремление ребенка что-то сделать или узнать.

Воспитанники  средних групп:

На положительном эмоциональном фоне дается оценка как сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей: «Молодец за «что».

Воспитанники старших групп:

* Ребенок оценивает свое участие в занятии;

* Оценка осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии сверстников, Вводится элемент справедливой критичности.

* Возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Вопросы, формирующие самооценку ребенка:

«Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему»;

«Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы?»;

«Ты говорил о том, что для выполнения этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу, Сравни ее с работой, выполненной раньше. Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?»;

«Что помогло тебе справиться с заданием (какое качество характера)?»;

«Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? Что у тебя получилось лучше всего? Что было в этой работе самым трудным? Интересным? Веселым? Приятным? Загадочным?»;

«Какие умения пригодились тебе для того ,чтобы справиться с заданием?»;

«Что ты узнал нового? Чему научился?».

Варианты итога занятия.

1. Воспитатель предлагает детям ответить:

* «Какой вывод вы сделали после занятия?»

* «Что узнали нового?», «Что можете рассказать маме (папе)?»

* « Что запомнили?»

* «Что было самым интересным?»

* « Что можно сказать о занятии, выражая свои мысли « наоборот»?

* « Бывает ли так?», «Смогли ли мы помочь?», «Смогли ли мы убедиться? Доказать?»

  1.  Придумать задание или загадку для родителей;

3. Подумать о … и обсудить на следующем занятии;

4. Использовать рефлексивный метод: «Продолжите фразу»:

-Сегодня было интересно…

-Я понял, что…….

-Мне захотелось….

-Трудно было….

-Я почувствовал….

-Я научился…..

-Я смог…..

5. Использование метода «Зарядка» при оценке: интереса и активности на занятии.(«хлопки над головой»- отлично, «присесть на корточки» - плохо и т. п.);

6. Использование рефлексивного метода «Дерево настроения»: с помощью цветных силуэтов дается оценка предложенного критерия;

7. Назовите вопросы, ответ на которые вы бы хотели услышать от воспитателя;

8. Емкий фразеологизм с нравственной направленностью( проговаривание хором);

9. Мини-притчи(для детей) по теме занятия;

10.Релаксация под музыку и слова воспитателя;

11.Сюрприз от воспитателя, связанный с темой занятия;

12.Придуманный совместно с детьми «Ритуал прощания»;

 

Десятка вопросов воспитателю для самоанализа занятия

 

1.Какой была собственная подготовленность к занятию? Удалось ли побудить детей к предстоящей познавательной деятельности? Грамотно ли были сформулированы воспитанникам цели и задачи предстоящей деятельности (средний – старший возраст)?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными были они?

3. Насколько целесообразно было использование материалов и оборудования? Соблюдены ли правила безопасности для жизнедеятельности детей?

4. Как было организовано усвоение (закрепление, творческое применение) представлений, умений и навыков по времени, доступности, объему?

5. Оцените степень активности детей на занятии: сколько раз и кто говорил, почему молчали остальные? Стимулировался ли интерес и положительные эмоции воспитанников во время занятия?

6. Удалось ли вам грамотно подобрать ведущие методы и приемы обучения детей в соответствии с типом занятия?

7. Что было дано в виде готовых представлений, а до чего додумались дети? Что смогли бы ответить дети на вопрос: «Зачем мы это делали?»

8. Какие приемы использовались для оценки деятельности детей, не была ли оценка травмирующей для ребенка? Какова была психологическая дистанция между взрослым и детьми: «над», «рядом», «вместе»?

.Что целесообразно было бы изменить в занятии?

10. Что можно было бы поставить себе в «плюс», а что – в «минус»? Вы получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми?

свернуть