Советы дефектолога
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка: перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).
Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде –это интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.
В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).
В постнатальном (послеродовом периоде причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т.д., наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.
Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм(совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье и др.
- Этиология (причины) речевых нарушений.
- Перинатальный период (внутриутробное развитие)
- Натальный период(период родов)
- Постнатальный период (развитие после рождения)
- интоксикации;
- внутриутробная гипоксия плода;
- резус-конфликт;
- неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша;
- ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;
- заболевания матери во время беременности;
- курение во время беременности, употребление алкоголя. Патология родов:
- родовая травма новорожденных;
- затяжные или стремительные роды;
- рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой;
- повреждение нервов;
- асфиксия новорожденного и др. Биологические факторы:
- черепно-мозговая травма;
- инфекционный гепатит;
- менингит;
- длительно текущие соматические заболевания;
- наследственные генетические заболевания;
- цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющие на ее развитие.
Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):
- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
- конфликтные отношения в семье;
- неправильные методы воспитания;
- психическая депривация;
- госпитализм;
- среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
- многоязычие в семье
Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Виды речевых нарушений:
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).
Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.
Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.
Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.
Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.
К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отмечается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.
Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Как научить ребенка понимать обращенную речь
Как научить ребенка понимать обращенную речь
11 советов для развития понимания речи дошкольниками с особыми образовательными потребностями в повседневных ситуациях:
1. Старайтесь находиться на уровне глаз ребенка и сперва убедитесь, что он смотрит на вас, прежде чем что-то ему говорить. Если он сосредоточен на чем-то другом, то сначала привлеките его внимание, например, похлопав по плечу.
2. Следите за тем, чтобы уровень шума в окружающей среде был как можно ниже, чтобы ребенку было проще сосредоточиться на том, что вы говорите. Например, выключите музыку или телевизор, прежде чем дать ребенку инструкцию.
3. Сведите количество инструкций к минимуму. Говорите ребенку только одну короткую инструкцию за один раз.
4. Уменьшайте количество слов, обращаясь к ребенку на том уровне, который ему понятен. Используйте правило «плюс одно слово» — говорите ребенку на одно слово больше, чем может сказать ребенок. Например, говорите одно слово, если ребенок совсем не говорит, короткие фразы из 2-3 слов, если ребенок может сказать одно слово и так далее.
5. Сопровождайте речь жестами. Например, указывайте на ботинки, когда говорите «Надень ботинки», или указывайте на стул, когда говорите «Сядь».
6. Помимо указательного жеста сопровождайте свою речь подчеркнутой мимикой, старайтесь говорить эмоционально, чтобы вовлечь ребенка.
7. Когда говорите с ребенком, используйте визуальную поддержку, например, указывайте на доску «Сначала - Потом», карточки, обозначающие конкретные инструкции, визуальное расписание.
8. Попробуйте метод «тотальной коммуникации» — сопровождайте свою речь альтернативной коммуникацией (тем способом альтернативной коммуникации, которую использует или учится использовать ребенок). Например, сопровождайте некоторые слова жестами из жестового языка или указывайте на соответствующие им изображения PECS.
9. В повседневных ситуациях комментируйте и описывайте действия ребенка, при этом не забывайте упрощать фразы и говорите так, как вы обычно обращаетесь к нему.
10. Старайтесь регулярно играть с ребенком и при этом моделировать для него образцы речи и комментировать его действия. Следуйте за интересами ребенка, называйте его любимые игрушки и сопровождайте короткими фразами его действия. Например: «Это кукла Маша. Кушай, Маша!».
11. Поощряйте ребёнка за успехи. Это создаст мотивацию для дальнейшего обучения.
Источники:
Ковалец И.В. Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями. – Мн., 2017.