Педагогам

Занятие , как форма организации образовательного процесса

ЗАНЯТИЕ

КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

      Профессиональная деятельность воспитателя до­школьного образования включает в себя такое важ­ное направление в работе, как проведение специаль­но организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие [3].

      Условием успешного развития воспитанников является знание педагогом дидактических законо­мерностей формирования у детей системы представ­лений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познава­тельную активность, умение придать познанию по­исковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребёнка.

      Важную роль здесь играет стимуляция и управле­ние педагогом активностью ребёнка. При этом освое­ние детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы до­школьного образования является не передача гото­вых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

      Таким образом, современные требования к каче­ству образовательного процесса в учреждении до­школьного образования актуализируют осознание необходимости изменения отношения к планирова­нию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.

      Обучение на уровне дошкольного образования — целенаправленный процесс организации и стимули­рования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного обра­зования с целью их развития в соответствии с инди­видуальными и возрастными способностями [3, 4].

      Занятие — это специально организованная фор­ма взаимодействия педагога с ребёнком, направ­ленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.

      Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).

      Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их по­знавательных потребностей.

      Занятия классифицируются:

  • по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
  • по дидактическим задачам (усвоение нового, за­крепление ранее приобретённого опыта, творческое применение представлений, умений, навыков);
  • по содержанию дошкольного образования (до­минантное (изодеятельность, музыкальное, физ­культурное, природа и другие об­разовательные области), интегрированное (объеди­нение содержания нескольких образовательных областей)) 

         Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаимораспо­ложение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения, отражающих логику процесса и направленных на достижение поставленной цели. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связан­ные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

      Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их вни­мание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать со­ответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последова­тельности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

      Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, фор­мировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.       

      На данном этапе занятия методы и приёмы ин­дивидуализируются и дифференцируются в со­ответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Об­ращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения пе­дагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику по­думать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.

         Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важ­но учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.        

      Успешное формирование познавательной дея­тельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неу­довольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты по­знавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

      Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от воз­раста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.

      После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальней­шей образовательной деятельности.

      В структуре занятия не предусмотрена проверка усвоения детьми представлений, умений и навыков. Это можно узнать через использование метода на­блюдения во время занятия, в нерегламентированной деятельности, через анализ продуктов детской деятельности.

      В деятельности педагога на занятии главным является организация познавательной активности воспитанников. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассужде­ний, в самостоятельное «добывание» представлении об объекте или явлении природы, создаёт ситуацию «открытия». В педагогике говорят: «положить цели в сферу деятельности ребёнка».

      Занятие направлено на достижение определённо­го результата. Оптимальный результат - продуктив­ность деятельности - соотношение между резуль­татом и затратами. Планируя занятие, необходимо, прежде всего, определить его цель.

     Цель — краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если решить задачи. Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содер­жанию, программным требованиям, возрасту детей, их психологическим и физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, коррек­тно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

       Задача — путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).

         Развивающие задачи могут включать в себя развитие речи, например: обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания речи, совершенствование её коммуникативных качеств и др.; развитие мышления,например: формирование умений осуществлять необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, класси­фикация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.), развитие памяти, воображения, вос­приятия, внимания; развитие двигательной сферы: сноровки, соразмерности движений, двигательных действий; развитие сенсорной сферы: глазомера, точности, тонкости различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировки во вре­мени и пространстве.

         Решение обучающих задач предусматривает фор­мирование представлений; выработку специфиче­ских для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков.

         Воспитательные задачи предполагают оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала, а также решаются проблемы, складываю­щиеся на занятии в детском коллективе.

      Каждый компонент занятия следует рассматри­вать прежде всего с точки зрения того, каков его вклад в достижение триединой цели. Разделение программных задач на обучающие, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возрас­та чисто условно, т.к. они выступают в единстве.

      В образовательном процессе учреждения до­школьного образования могут использоваться и раз­вивающие, и обучающие занятия. На обучающем за­нятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изло­жения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспе­риментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поис­ковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

      В соответствии с дидактическими задачами опре­деляется тип занятия:

      На усвоение новых представлений.

      Цель: постановка перед детьми познавательных за­дач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы.

      На закрепление и систематизацию накопленного опыта детей.

      Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

      Комбинированный (смешанный).

      Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

      При планировании занятий и формулировании задач необходимо учитывать основные этапы усвое­ния детьми представлений, формирования навыков и умений: восприятие — понимание и осмысление — запоминание — применение по образцу — примене­ние в творческих условиях (новых, в самостоятель­ной деятельности).

         Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели, возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным (Для чего? Чтобы по­мочь, преодолеть, найти и др.), научным (достовер­ным), логично выстроенным, наглядным, достаточ­ного объёма, дифференцированным в соответствии с потребностями и задатками детей, не перегружен­ным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, воз­вращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.

      Реализация содержания учебной программы обе­спечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравствен­ных норм и приобретение социального опыта, готов­ности к успешному переходу на следующий уровень образования [4].

      На занятиях используются различные методы воспитания и обучения:словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод — это способы работы вос­питателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обуче­ния должны быть оптимальными и соответствовать целям, задачам того или иного этапа обучения (на­пример, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовлен­ность, способствовать решению поставленных за­дач занятия.

      Использование наглядных методов отвечает ди­дактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофиль­мов, телепередач, магнитофонных записей; наблю­дение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др.; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные по­собия, дидактический материал.

      Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; поясне­ние переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимают равное место. Иногда преобладает показ, иногда — пояснение. Постепенно слово начи­нает заменять ребёнку показ (воспитатель рассказы­вает, как надо выполнять то или иное действие или просто напоминает о нём).

      Словесные методы.

     Рассказ (устное изложение учебного материала без вопросов) используется для сообщения новых представлений, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание окончания). При обучении Детей рассказыванию им часто даётся образец; о личных впечатлениях (как я...); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

     Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомитьдетей с художественными произведениями, дать но­вые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.

     Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и представления о предме­тах и явлениях, которым она посвящена. Беседа — диалогический метод обучения, который предпола­гает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного про­думывания вопросовк детям в логической последо­вательности, в краткой и чёткой формулировке. Во­просы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нём есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения, побуждает детей к поиску неизвестного, нового знания.

     Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придаёт позна­вательной деятельности детей, усвоению ими новых представлений, умений практический характер.

     Упражнение- многократное повторение ребён­ком умственных или практических действий задан­ного содержания.

     Элементарные опыты и эксперименты,которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку получить новые пред­ставления о том иди ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элемен­тарные опыты способствуют развитию аналитико-­синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавли­вать связи, находить причины, делать выводы.

     Метод наглядного моделирования- наглядно-­практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, яв­ления другим предметом, изображением, знаком.

     Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполне­нием других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы:внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоин­ство игровых методов и приёмов обучения заключа­ется в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концен­трировать внимание на учебной задаче, которая ста­новится личной целью ребёнка. На большом эмо­циональном подъёме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.

      Методический приём — это дополнительный спо­соб, направленный на повышение эффективности метода. Приём обучения, в отличие от метода, на­правлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и дей­ственнее метод обучения. Приёмы, используемые на занятии: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение, вопрос и др.

      Совместная деятельность субъектов образова­тельного процесса осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Форма обучения - ор­ганизационная форма учебного занятия, зависящая от метода, лежащего в основе его организации [3].

      Нормативные правовые документы о дошкольном образовании, содержание учебной программы до­школьного образования подтверждают, что сегодня перед педагогом ставится задача использования в образовательной практике форм и методов, соот­ветствующих не только возрастным, но и индиви­дуальным особенностям ребёнка, на основе взаимо­действия с ним, ориентированных на его интересы, возможности, социальную ситуацию развития.

      Формы организации познавательной деятель­ности детей на занятии разнообразны: индивидуаль­ная, подгрупповая, фронтальная, парная.Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени само­стоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педа­гогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познава­тельной деятельности детей. Например, фронталь­ная форма в сочетании с подгрупповой и др.

      Фронтальная (со всей группой детей) эффек­тивна при ознакомлении детей с новыми представ­лениями, на итоговом занятии, однако она может ограничивать индивидуальный и дифференциро­ванный подход, не всегда позволяет сконцентри­ровать внимание детей, увидеть, как идёт усвоение программных задач каждым ребёнком, сложна в организации (много детей).

      Индивидуальная (не путать с индивидуальным подходом, осуществляемым на занятии!) — это ра­бота с одним ребёнком, она учитывает физические и психологические особенности воспитанника (стеснительность, застенчивость и др.), его задатки, потребности, даёт возможность отработать необхо­димые навыки и умения. Однако она не формиру­ет навыки общения со сверстниками, отличается слабой мотивацией, ребёнок не может сравнить результаты своей работы с результатами сверстни­ков, сложна в организации (чем занять остальных детей группы?) и т.д.

      Групповая (подгрупповая) позволяет: осущест­влять дифференцированный подход (дифференциро­ванное обучение — форма организации образователь­ного процесса, при которой педагог работает с груп­пой детей, состав которой подобран с учётом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса общих качеств) к содержанию занятия, ре­шать ряд воспитательных задач, принимать коллек­тивное решение, однако она сложна в определении способов объединения детей в группы, в организации работы групп, в организации контроля за работой группы детей со стороны педагога. Способы объеди­нения детей в группы могут быть произвольными (№ стола, по желанию самих детей, лепестки одного цвета, по полу и др., и целенаправленными (по уров­ню здоровья (группы здоровья), по способностям к определённому виду деятельности, по личностным качествам и др.). Реализация дифференцированного подхода невозможна без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка, присущих только ему личностных качеств. Только знание его особенностей обеспечит личностно ориентированную систему до­школьного образования, поможет раскрыть задатки и потребности каждого ребёнка, возможность подо­брать соответствующие методы для его развития. В конечном итоге это позволит обеспечить качество дошкольного образования.

      Работа в парах, развивая общение со сверстни­ками, предполагает взаимообучение, воспитание от­ветственности за общее дело, формирование умений выслушать, помочь другому и др.

      Эффективности занятий в учреждении дошколь­ного образования способствует владение педагогом методами проектирования и конструирования со­временных видов занятий с детьми.

      Успешности детских достижений способствует проведение разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегриро­ванные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребёнка, организованная через разнообразные формы его познавательной дея­тельности, а также эффективные методы и приёмы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образо­вательном процессе неоднократно указывал Л.С. Вы­готский. Роль воспитателя — создавать благоприят­ную обстановку в группе для всех детей без исключе­ния. Привлечение детей для оказания посильной по­мощи сверстникам с ограниченными возможностями (если в группе такие есть) поможет формированию у них чувства эмпатии, защищённости.

      Основными критериями определения эффек­тивности занятия можно считать следующие: сте­пень соответствия содержания теме занятия, по­ставленным задачам, возрасту детей, уровню, их психофизического развития, типу занятия; степень эффективности методов и приёмов, направленных на активизацию познавательных способностей де­тей; целесообразность организации детей на заня­тии, её педагогическая направленность; особенности педагогического взаимодействия.

      Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образователь­ной области: животные и растения — это «Ребёнок и природа», числа и геометрические фигуры — это «Элементарные математические представления» и т.д. Раскрытию целостной сущности определённой темы через объединение содержания разных обра­зовательных областей в широком информационном поле занятия путём взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.

      Интегрированное занятие — это занятие, кото­рое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы через взаимное проникновение и обогащение содержания нескольких образова­тельных областей учебной программы дошкольного образования.

      Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разносто­роннее изучение объекта (предмета, явления), осмыс­ленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание по­ложительного эмоционального настроения.

      Интегрированное объединение содержания не­скольких образовательных областей учебной про­граммы не является произвольным или механиче­ским. Необходимо предусматривать его таким об­разом, чтобы образовательные области дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими. Избранная тема или ключевое понятие является основой для объедине­ния заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представле­ния могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия. При рас­смотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого по­нятия. Если же основное понятие является обоб­щённым — у детей формируется целостная картина по определённой теме.

      Структура интегрированных занятий требует осо­бой чёткости, продуманности и логической взаимос­вязи содержания из разных образовательных обла­стей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного ис­пользования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.

     Интегрированные занятия в большей мере отве­чают концепции личностно ориентированного обу­чения и способствуют развитию личности ребёнка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятель­ности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить по­следовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определённые задания для обеспечения познания содержания каждой образова­тельной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; пред­положить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).

       Цель дошкольного образования & разностороннее развитие и социализация ребёнка раннего и дошколь­ного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями [2, 3]. Обучение детей не ограни­чивается занятиями, большую информацию дети по­лучают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации познавательной деятельности детей в свободное время. Основополагающий прин­цип дошкольного образования — развитие ребёнка в деятельности — предполагает участие его во всех видах деятельности с признанием приоритетов веду­щей. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности детей от 0 до 7 лет — игра, а также иметь в виду, что приоритетными видами деятель­ности в каждом возрасте являются: от 0 до 1 года — общение; от 1 года до 2 лет — предметная; от 1 года до 3 лет — предметная, познавательная практическая; от 3 лет до 4 лет — познавательная практическая; от 4 лет до 5 лет — игровая; от 5 лет до 7 лет — игровая, предпосылки учебной деятельности

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011.

3. Образовательные стандарты дошкольного обра­зования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 145 от 29 декабря 2012 г. // Пралеска. — 2013. — № 3. — С. 36—45.

3. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

свернуть

Новинки литературы


Новинки методической литературы

Познание окружающего мира: РАСТЕНИЯ

(от 3 до 4 лет)

Рублевская Е.А.

Для педагогов учреждений дошкольного образования

 Пособие соответствует образовательной области "Ребенок и природа"

В пособии раскрывается методика работы по ознакомлению детей с миром растений, формированию гуманного отношения к ним.

Адресуется педагогическим работникам учреждений  дошкольного образования.

Я ОТКРЫВАЮ МИР

(от 2 до 3 лет)

Косенюк Р.Р.

(Ознакомление с социальным миром)

В содержание учебного наглядного пособия включены специально организованные формы (занятия) образовательного процесса в 1 младшей группе воспитанников учреждения дошкольного образования.

Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Детям дошкольного возраста

Горбатова Е. В.

Индивидуальная тетрадь графических игр и упражнений № 2 разработана в соответствии с пособием Е. В. Горбатовой “Готовим руку к письму”, является продолжением тетради № 1 и содержит следующие 16 занятий. Задания помогут развить зрительную память, воображение ребенка, умение сосредотачиваться, расширят его словарный запас.
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Игра в жизни дошкольника

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования

Панько Е.А.

Пособие знакомит с психолого-педагогическими основами игры дошкольника. Большое внимание уделено общению и развитию личности ребенка, проявления индивидуально-психологических особенностей, месту и роли взрослого в детской игровой деятельности.   
Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования. 

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Родная прырода ў вуснай народнай творчасці

Дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі для этнакультурнага выхавання дашкольнікаў

Дубініна Д.М. і інш.

У дапаможніку выкладаюцца канцэптуальныя асновы этнакультурнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту ад 5 да 7 гадоў жыцця, раскрываюцца метады і прыёмы азнаямлення іх з прыродай роднага краю праз выкарыстанне вуснай народнай творчасці ў адпаведнасці с вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі.
Адрасуецца педагогам устаноў дашкольнай адукацыі.

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай “Нацыянальны інстытут адукацыі” Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Двигательное развитие дошкольника

Пособие для педагогов дошкольного учреждения образования

Шишкина В.А.

В пособии раскрываются научно-методические подходы к организации процесса двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах.

Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательных областей «Физическая культура», «Ребенок и общество», учебной программы дошкольного образования.

Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Первые песенки для детей (до 3 лет) (с электронным приложением)

 

Педагогам дошкольного учреждения образования

Жабко Я.Г.

В пособии представлены разнообразные по тематике, настроению, образному содержанию песни для детей до 3 лет, направленные на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательная область “Искусство” (“музыкальная деятельность”)). Предлагаемый материал вводит ребенка в удивительный чарующий мир музыки, вызывает интерес к ее восприятию, положительный эмоциональный отклик, побуждает к выполнению танцевальных движений.
Пособие дополнено компакт-диском, который содержит мелодии приведенных песен.
Предназначено педагогам учреждений дошкольного образования (музыкальным руководителям).


Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь

Физкультурные и музыкальные мероприятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности: сценарии праздников, досугов

Практическое пособие для руководителей физического и музыкального воспитания и воспитателей дошкольных учреждений

Составители: А. Н. Ткачева, И. Ю. Науменко, И. М. Захарова

Одобрено к изданию Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

В книге представлен материал для организации и проведения детских физкультурных и музыкальных мероприятий, направленных на закрепление правил пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей.
Предназначена для руководителей физического и музыкального воспитания и воспитателей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Линия-затейница

Учимся писать, играя.

(от 5 до 7 лет)

Горбатова Е. В.

Пособие помогает подготовить руку ребенка к письму, оно включает в себя задания на проведение различных линий в заданном направлении, обведение контуров, раскрашивание, рисование узоров из предложенных элементов и по замыслу.

Пособие предназначено для педагогов.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Воспитателю дошкольного учреждения образования

Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.

В пособии представлены подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств детей, обогащение их двигательного опыта.
Материал пособия способствует реализации содержания образовательных областей “Физическая культура”, “Ребенок и общество” учебной программы дошкольного образования в младшей, средней и старшей группах.
Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования, родителям.


Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь.

свернуть

Методические рекомендации

свернуть

Рекомендации "Как подготовиться и провести занятие"

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

- программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

-   оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

-   предварительную работу с детьми (если необходимо)

-   ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

 Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

 При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

 
свернуть

Методическая литература в электронном варианте

Хоменкова О. Н.

Воскобович В.В.Развивающие игры Воскобовича

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе

Голицына Н.С. Конспектыкомплексно-тематических занятий первая младшая группа интегрированный подход

Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки подробнее...

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка. Опыты и экспериенты для детей.

Киреева Л.Г. Играем в экономику

Комарова Т.С. Детское художественное творчество

Ладутьков Л.К.Картотека дидактических игр и упражнений о развитию речи дошкольников

Малашекнова Е.А. Прогулка в детском саду. Организация и планирование.

Манушкина Н.  Детская энциклопедия с Чевостиком. Чистые ладошки.

Прошкина И.В.Проулка в детском саду. Организация и планирование.

Розова Е.Ю. Развиваем речь, тренируем память с использованием приёмов мнемотехники в работе логопеда.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду подробнее...

Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.3. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.3. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.4. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.3подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.4. подробнее...

Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике.

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста подробнее

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей подробнее…

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста подробнее…

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подробнее…

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой подробнее…

Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста подробнее…

Тугушева Г.П.Чистякова  А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фатихова Л.Ф.Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.

Шаблыко Е.И.Коррекция нарушений произношения шипящих звуков.

Шатова А.Д.Деньги.

Шебеко В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников подробнее...

свернуть

Основные методики дошкольного образования